КВВИДКУС

Есть только миг…

Богоподобие растет из тишины, а демоноподобие из суетности.

Зорко одно лишь сердце.

«Если не увижу… если не вложу…» Так говорил Фома, не веря в Воскресение Христа. Точно так же думает и наш ум. «Верю только в то, что вижу, то, что осязаю, то, что могу потрогать своими руками, на что могу посмотреть», – думают многие люди до сих пор. Какая глупая и наивная позиция. Как же прав был мудрый Лис, когда сказал, что: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» (Маленький принц. Сент-Экзюпери)
Что человек вообще может видеть, знать, понимать? Ведь мы даже для самих себя загадка. Мы не знаем, чего ждать от себя в следующий момент жизни. А после того, как что-нибудь отчебучим постыдное, корим себя: «Но зачем я это сделал или сказал?»
«Познай самого себя, и ты познаешь весь мир», – сказал древний мудрец. «Познай себя и довольно с тебя», – вторит ему преп. Амвросий Оптинский. Что же у нас внутри есть такого, что открывает нам видение всего сущего?

Наше имущество.

Все, что у нас есть — это текущий момент, вот и все наше богатство. В прошлом нас уже нет, в будущем не известно будем ли. Смотрю на старые школьные фотографии, на светлые радостные лица одноклассников, учителей, живущих в стране, которой уже давно нет, и думаю: «Не сон ли все это было? Не приснилось ли мне мое детство, юность. Все исчезло, как роса на траве. А что там в будущем? Ум все рисует в черных красках. Бомбежки, война, старость, болезни, страх. Так, как было раньше, уже не будет никогда. Моя малая родина лежит в руинах и ежедневных обстрелах. Самые близкие люди уходят в мир иной. Здоровье рушится, фундамент бытия тает, как лед на реке. Есть ли в будущем для меня место? Не знаю, не мне это решать. Только чувствую, как моя душа тает и стекает по линии времени, как свеча по подсвечнику.

Есть только миг.

Вся наша жизнь — это только настоящий момент, в котором находится вся полнота бытия. Этот момент и есть касание вечности, которая дышит в душу только здесь и сейчас. Все, что выпадает из этого момента, становится относительным, забывающимся прошлым или неизвестным будущим. «Я ЕСМЬ», – говорит о Себе Бог в настоящем времени. Тоже самое может сказать о себе и человек. Истинная наша сущность «Я есмь». И она всегда «сейчас». Но мы не видим ее из-за того, что постоянно меняется наши мысли, наш ум и тело. Бог не меняется никогда. Он единственно, кто остается неизменным в меняющейся вселенной.

Кто мы есть.

О, если бы мы научились жить в настоящем, мы бы пришли к пониманию того, «кто мы есть». Наше истинное «я» может открыться нам только в том мгновении, где не будет мыслей о хорошем или плохом, о прошлом или будущем, где не будет переживаний, страхов, паники, беспокойства. Обрезав рельсы суетного ума сзади и спереди себя, заставив его остановиться, только так мы сможем увидеть величайшее чудо – глаза Христа, которые смотрят на нас здесь и сейчас изнутри нас самих. Но кто на это способен? Только смиренный, который все свои страхи и беспокойства отдал Богу. Он единственный, кто способен увидеть, как смиренная благодать Христова плетет спицами промысла нити судьбы нашего спасения. Тогда и все другие моменты жизни сольются в целое и нераздельное блаженство вечного настоящего с Богом и в Боге.

Суета «Бога ради».

Наш мир пропитан смолой эгоизма. Поэтому он считает эгоистами всех тех, кто смог или хотя бы пытается полностью выйти из него. Он их призывает погрузиться в суету «ради Бога», «ради ближнего», «ради всего святого». Уже много лет, служа в Церкви, я наблюдаю одну и ту же картину – люди заполняют собственную пустоту бесполезной суетой, и делают это, как им кажется, «Христа ради».
Людей, далеких от Бога, мир обманывает несколько иначе. Он наводит на них смертный сон, выставляя счастливым прошлое и навевая ужас на будущее. Главная его цель – оторвать внимание от ценности и значимости настоящего момента, в котором и сосредоточено все сущее. Хотя мир рано или поздно вышвырнет из себя всех, включая и тех, кто вцепился в него своими зубами, но, тем не менее, ему по-прежнему удается очаровывать новые и новые поколения, обещая им нечто удивительное, ради чего стоит жить и за что нужно бороться. При этом он научился вдохновлять на эту борьбу, используя цитаты из Священного Писания. Точно так, как это делал сатана, искушая Христа в пустыни.

Богоподобный человек вырастает из тишины.

Так человек, забывая свое вечное настоящее, увлекается призрачным временным, губя душу и проживая бессмысленную жизнь. Помыслы водят перед его умом бесконечный хоровод, от которого кружится голова и колотится сердце. Благодать не может проскользнуть через плотные ряды этих танцоров. Ей нужна тишина ума и спокойствие сердца. Но для этого нужно заменить мысли на молитву, а эмоции на смиренное следование воле Божией. Наша истинная свобода лишь в том миге, когда одна мысль ушла, а другая еще не появилась. Поэтому задача для того, кто действительно стремится ко спасению, жить так, чтобы мысли, которые кружатся в голове, уходили из нее как можно быстрее, а другие на их место не приходили как можно дольше. В такие моменты отдыхает ум, оживает сердце, душа слышит в себе тихое веяние благодати Духа Святого. Богоподобный человек вырастает из тишины, а демоноподобное существо из помыслов.

Или ты контролируешь свой ум, или он тебя.

В духовном становлении третьего не дано. Или человек контролирует ум, или ум контролирует человека. Когда человеческий эгоизм начинает разрушаться умом, это воспринимается и переживается как физическое умирание. Он повергается в шок, не понимая, что происходит и как можно жить без мыслей. Божественная помощь приходит только к мужественной душе. Ум же приносит душе лишь нервное возбуждение. Подлинную радость нам может дать только благодать Божия. Ум — это реакция на внешние впечатления, а эмоции — тени, которые отбрасывают помыслы на душу. Благодать Божия являет себя в простом и ясном пребывании души в умиротворяющей и мудрой воле Божией. «Мое — это столб, вокруг которого ходит по кругу осел привязанности» (старец Симон Безкровный).

Когда амвон становится трибуной.

О чем шумит мир интернет-новостей, что пишут в том числе и в православных СМИ? Все об одном и том же. Не раз убеждался в том, что чем больше мы читаем и слушаем о всех тех мерзостях, которые происходят в мире, чем больше новостей мы пропускаем через свой ум, тем больше яда они оставляют в душе. Тогда, возбужденные этими новостями, служители Христа камень, отваленный от Гроба Господня, превращают в трибуну для политинформации.
Когда мы думаем о всех тех мерзостях, которые происходят в мире, мы утверждаем их в себе. Мысленный анализ отравляет ум и сердце, становясь препятствием к Богопознанию. Он полностью отделяет нас от небесного. Лучше бы в нас пребывал дух благодати, а не помыслы о «вчера», «завтра», «о себе и других», о том, «что сделал» или «не сделал». Образование выработало в нас дурную привычку все анализировать. А это как раз то, что закрывает и омрачает духовное зрение.

Подобное отношение к жизни на поверхности выглядит религиозным, но сердце, отравленное мирским ядом, не обманешь. И гневается оно на врагов, если быть честным, не от ревности по Богу, а от недоверия к промыслу Божьему. Только оставив все, мы можем иметь то, что Господь приготовил любящим Его. Только так мы сможем войти туда, куда не способна проникнуть ни одна мирская мысль, ни одно земное желание. И только оставив все это позади, и закрыв за собой плотно дверь, мы сможем познать себя, а познав, войти во всеобъемлющее блаженство, полное неземного покоя, кроткой Небесной радости и нестареющей и неветшающей вечной жизни.

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s