история

«К» на нашем погоне.

«К» – значит Константин

Братья! Все в одно моленье

Души русские сольем,

Ныне день поминовенья

Павших в поле боевом.

Но не вздохами печали

Память храбрых мы почтим:

На нетленные скрижали

Имена их начертим.

Вот каким правописаньем

Царь-отец нам повелел

Сохранять воспоминанья

Православных ратных дел!

Вот нетленные уроки!

Братья! Мы ль их не поймем?

К этим строкам новы строки

Мы не все ли принесем?

Братья! Все в одно моленье

Души русские сольем,

Ныне день поминовенья

Павших в поле боевом.

«К» – значит Константин

Недавно, 1-го марта 2019 года, исполнилось 100 лет со дня основания Киевского высшего военного инженерного дважды Краснознамённого училища связи им. М.И. Калинина. Цепь странных совпадений связана с его названием. История этих совпадений растянулась на целый век. Бросая ретроспективный взгляд на прошедшее столетие и всё, что связано с училищем на протяжении этих ста лет, невольно задумаешься о конспирологических или даже мистических причинах упомянутых совпадений. Но обо всём по порядку.

Киевское пехотное юнкерское училище было основано императором Александром III Освободителем в 1865 году. Оно разместилось в бывших казармах военных кантонистов по адресу: Киев, ул. Московская, 45.  В 1897 году училище было переименовано из юнкерского в военное. Теперь это было Киевское военное училище. С началом война 1914 года количество училищ в Киеве увеличилось, поэтому название снова изменилось на 1-е Киевское военное училище.

В июне 1915 года умер великий князь Константин Константинович, сын великого князя Константина Николаевича, внук императора Николая I. Великий князь Константин Константинович был личностью незаурядной. Это был боевой офицер, отличившийся в русско-турецкой войне. И в то же время он писал стихи под псевдонимом «К.Р.» (Константин Романов), играл на музыкальных инструментах, а известные русские писатели А.И. Гончаров и Ф.М. Достоевский принимали участие в его домашнем воспитании. Его перу принадлежит один из вариантов перевода монолога Гамлета. Он был популярен в различных кругах общества, особенно в среде воспитанников военно-учебных заведений. Популярность его особенно возросла после того, как в 1900 году он был назначен Главным начальником военно-учебных заведений, когда он лично объехал все вверенные ему заведения.

После смерти велико князя Константина Константиновича было принято решение увековечить его имя и назвать одно из военных училищ его именем. Выбор пал на 1-е Киевское военное училище. С этого момента берёт начало наша таинственная история.

Новое наименование – Киевское великого Князя Константина военное училище, было с большим энтузиазмом встречено всеми юнкерами училища. На их голубых погонах с красной выпушкой появился золотой вензель великого князя в виде сдвоенной буквы «К», а вся шифровка с погон была убрана. С этого момента юнкеров стали называть «константиновцами».

Но в Россию пришли тяжёлые времена. Шла война на германском фронте. Произошла Русская революция. Не стало ни Константиновского училища, ни самих константиновцев. Но что-то осталось, и как мы увидим впоследствии,  это «что-то» живо по сей день.

Новая власть довольно быстро сообразила, что государство не может существовать без армии, а армия без офицеров. В связи с чем было принято решение об открытии курсов по подготовке командного состава РККА, а Реввоенсовет Республики 1 марта 1919 года утвердил штаты этих курсов. Так появились 1-е Московские, 1-е Киевские и 2-е Екатеринославские инженерные курсы командного состава. Сначала все курсы располагались в городах в соответствии с их названиями, но уже в июле 1920 года все курсы были переведены в Киев и размещены в здании бывшего Киевского великого Князя Константина военного училища по прежнему адресу: Киев, ул. Московская, 45. 

В обиход вошло слово «курсант». Вообще в этом слове нет ничего военного. Оно лишь означает слушателя каких-то курсов. Сами же курсы обычно либо дают азы по какой-то дисциплине (ускоренные курсы), либо несут в себе небольшой объём новой информации для специалистов (курсы переподготовки). Курсы по подготовке командного состава РККА были своего рода военным «ликбезом» и ни в какое сравнение не шли с обычными учебными заведениями.

Итак, курсант – это слушатель курсов, на которых давали самые элементарные знания в военном деле.

Первые курсанты носили обычную форму красноармейцев. Сначала они практически ничему не учились. Не было программы обучения, не сразу нашли «военспецов» из числа бывших офицеров царской армии, курсанты постоянно отвлекались на ведение реальных боевых действий. В результате только 1 декабря 1919 года состоялся первый выпуск. Это были только лишь 18 молодых красных командиров. Второй и третий выпуск состоялся 1 марта  и 1 апреля 1920 года в количестве 20 и 58 человек соответственно.

Это был очень незначительный результат. Поэтому в самом конце 1920 года 2-е Киевские военно-инженерные курсы были преобразованы в 3-ю Киевскую военно-инженерную школу с расширением штатов и учебной базы.

Итак, с 31 декабря 1920 года курсы прекратили своё существование. Курсы исчезли, а курсанты остались. Можно предположить, что новую власть не устраивали прежние названия «кадет» или «юнкер», а ничего нового кроме слова «курсант» придумать не смогли. Мы же предположим, что этот вопрос вообще никто не поднимал, а если кто-то его вдруг и поднял его, то нашлись люди, которые обосновали необходимость оставить название «курсант». Также отметим, что это слово начинается на букву «К».

У красноармейцев не было погон. Но вскоре возникла необходимость в знаках различия, и все различия в званиях и должностях были видны на петлицах. Там же стали размещать шифровки – сокращённое наименование части и подразделения. Это же касалось военных школ. Так на петлицах курсантов 3-й Киевской военно-инженерной школы появились шифровки в виде  «К III» – Киевская третья. 

Отметим, что по прошествии всего лишь двух лет после революции, в петлицах «советских юнкеров», обучающихся в стенах Константиновского училища, появились буквы «К».

Можно подумать, что это простое совпадение, но дальнейшие события наводят на мысль, что кто-то неуклонно – настойчиво и непрерывно, делал всё, чтобы сохранить память о великом князе Константине в виде буквы «К» на погонах или петлицах слушателей этого военного училища. В то время это можно было бы назвать монархическим заговором. Сегодня же мы можем это квалифицировать как монархическое лобби. У заговорщиков не было цели свержения советской власти. Эту роль они отводили другим. У них же были чисто идеалистические побуждения – сохранить память о великом князе Константине.

Как шахматисты, они постоянно усиливали свои позиции. Раньше или позже, но училище обязательно назовут чьим-то именем, полагали они, и не исключено, что именно это имя будет иметь приоритет над названием города, и тогда в шифровке может появиться другая буква.

Играя на опережение, заговорщики уже в 1926 году присваивают училищу имя М.И. Калинина, который к этому времени занял пост одного из Председателей ЦИК. В обиходе М.И. Калинина называли «всероссийским старостой». Это был сугубо гражданский человек, который до революции был крестьянином, лакеем и токарем. Он никогда не служил в армии и не держал в руках оружия. И именно его имя было присвоено военному училищу. Калинин никогда не был в Киеве, но его фамилия начиналась на букву «К».

В 1943 году в СССР была введена новая военная форма одежды. Появились погоны. Курсанты военных училищ тоже стали носить погоны, на которые они наносили букву, с которой начинался город дислокации училища. Курсанты Сталинградского танкового училища наносили краской через трафарет букву «С», курсанты Одесского артиллерийского училища – букву «О», а курсанты Киевского училища связи  – букву «К».

Однако после войны был взят курс на унификацию, и буквы исчезли с погон курсантов. Это обстоятельство, по всей видимости, стало тревожить монархистов. Они понимали, что возврата к старой системе уже не будет. Все курсанты всех училищ отныне будут носить одинаковые погоны. Нужно было что-то делать.

И выход был найден. Слово «курсант» перестало ассоциироваться с курсами и стало означать лишь одно: учащийся военного учебного заведения. С 1 января 1974 года курсанты всех военных училищ стали носить на погонах металлические буквы «К». Эту же букву, но в хлорвиниловом исполнении, они носят на своих погонах и по сей день.

Появление буквы «К» на курсантских погонах было воспринято, как нечто само собой разумеющееся и естественное. Конечно же, на курсантские погоны давно нужно было прикрепить букву «К», ведь слово «курсант» начинается на эту букву! Но никто не задумался о том, что это совершенно лишний элемент – и без буквы «К» было отлично видно, что перед вами стоит именно курсант. Об этом красноречиво говорили белые или жёлтые продольные полосы вдоль погон. С таким же успехом можно было бы наносить слово «СТАРШИНА» на погоны старшин. Введение буквы «К» на курсантских погонах было никому не нужно, кроме монархистов. 

Можно сказать, что всё это случайные совпадения, что всякое бывает и что такое тоже может быть. Но вот ещё интересные факты.

После развала СССР Киевское училище связи осталось на территории Украины. Ни о какой преемственности в наименовании училища в новых условиях не могло быть и речи. Однако, не смотря на полное изменение наименования, аббревиатура училища стала выглядеть как КВИУС (Киевский военный институт управления и связи), а с 29 января 2018 года училище получило наименование «имени Героев Крут».

Круты начинаются на букву «К».

Автор: Богорадо Сергей Спартакович, 14 курс 1979 год выпуска.

17 марта 2019 года.

 

=

«К» на нашем погоне.: 1 комментарий

Оставьте комментарий